Послание Губернатора Омской области В.И. Назарова Законодательному Собранию Омской области
Послание Губернатора Омской области В.И. Назарова Законодательному Собранию Омской области «Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики на 2017 год» / 27 октября 2016 года
Уважаемый Владимир Алексеевич!
Уважаемые депутаты! Уважаемые земляки!
Приветствую вас. Прежде всего, хочу поблагодарить жителей региона за то, что в ходе парламентских выборов проявили гражданскую позицию и ответственно подошли к выбору курса развития страны и нашей области. Голосовать – значит не быть безразличным, вносить свой вклад в общее будущее.
Также хочу поздравить депутатов Законодательного Собрания Омской области с началом практической работы в новом созыве. Перед вами стоят задачи не просто укреплять нормативно-правовую базу, но главное – решать проблемы, озвученные избирателями, выполнять их наказы и тем самым оправдывать возложенные на вас надежды и оказанное вам доверие.
Уверен, взаимодействие регионального Правительства с депутатским корпусом будет продуктивным. Мы открыты к дальнейшему диалогу со всеми политическими силами. Ведь цель у нас общая – обеспечивать принятие таких законов, чтобы жизнь омичей становилась более комфортной, условия для работы и бизнеса – более привлекательными, а региональная казна пополнялась новыми доходами.
В своем выступлении я остановлюсь на основных моментах, которые станут ориентиром региональной политики в следующем году и определят приоритеты расходования бюджетных средств.
Расстановка и однозначное закрепление приоритетов сегодня – не просто слова. Это, по сути, единственно правильная, уже доказавшая свою эффективность форма работы в условиях реализации антикризисных мер и ограниченных бюджетных возможностей.
Прошедшие два года были болезненными и для бизнеса, и для граждан. Но опыт этих лет не прошел для Омской области бесследно. Мы не только противодействовали вызовам и «латали дыры». Мы научились жить в новых условиях. Перегруппировались в поисках внутренних резервов, где-то даже сжались, чтобы обеспечить финансовую устойчивость бюджета и социальную стабильность.
Это было непросто. Но в условиях колоссального снижения налоговых доходов в прошлом году и весьма скромного текущего бюджета региональное Правительство выполняло и будет выполнять все социальные задачи. Это зарплата, лекарства для людей, пособия, содержание объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, соцзащиты.
И самое главное – дороги. В прошлогоднем послании я обозначил их состояние как проблему номер один. И присвоил наивысший приоритет ее решению. Результат сегодня, я думаю, видит даже самый закоренелый критик.
Естественно, что задача ремонта и строительства дорог не снимается с повестки ни в этом году, ни в предстоящей трехлетке. У нас здесь действительно большие планы в рамках как федеральных программ, так и регионального бюджета. Чтобы улучшения почувствовал каждый житель Омской области, будь то город или отдаленная деревня, нужно ежегодно финансировать это направление на уровне не ниже этого года.
Кроме того, планируем участвовать в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого регион может получать по 1 млрд. рублей ежегодно до 2025 года. Помимо ремонта, проект предусматривает строительство новых магистралей, ливневой канализации. Этот вопрос необходимо взять на контроль Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Немаловажно также внедрение в сфере дорожного строительства новых, современных технологий, которые помогли бы оптимизировать затраты, улучшить качество дорог и продлить срок их службы.
Мы не останавливаемся и ни в коем случае не успокаиваемся на фоне краткосрочных достижений. Необходимо идти дальше. Нам нужны долгосрочные эффекты. Конечно, чтобы их получить, должны быть соответствующие финансовые ресурсы.
Надо больше зарабатывать в бюджет – увеличивать налоговую базу, повышать уровень доходов от управления государственным имуществом. Продолжить работу по сдерживанию размера госдолга и его дальнейшей реструктуризации. В этом году нам удалось снизить расходы на обслуживание госдолга без малого на полтора миллиарда рублей. В течение трех лет мы планируем сократить долю рыночных заимствований до 50%.
Важно повышать эффективность расходования средств и внедрять новые подходы. Считаю, что работа в этом направлении ведется крайне медленно. Всем органам власти и бюджетным учреждениям ставлю задачу кардинально пересмотреть свое отношение к бюджетным деньгам и, особенно, к расходам на себя.
В первую очередь необходимо грамотно расставить приоритеты, конечно, с условием выполнения всех обязательств перед населением.
Каждый руководитель должен принимать такие решения, которые позволят получить больший эффект за меньшие деньги. Из этого логично следует то, что ограниченность бюджетных средств не может быть оправданием недостаточно эффективной работы органов власти. В нынешних условиях нужно прорабатывать все возможные варианты привлечения к реализации государственных проектов внебюджетного финансирования и средств бизнеса.
Критически важна сегодня перестройка подходов в межбюджетных отношениях по линии «Федерация – субъекты». Дисбалансы в экономическом развитии регионов, различия в уровне бюджетных доходов становятся все более очевидными. Следствие этого – большие диспропорции в уровне зарплаты и социальной инфраструктуры в разных частях страны. Эта проблема в зоне повышенного внимания и на федеральном уровне. Президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно подчеркивал необходимость совершенствования механизмов поддержки регионов со стороны федерального центра, обеспечения сбалансированности региональных бюджетов.
Но, перефразируя известную поговорку, скажу: на центр надейся, а сам не плошай. Считаю в корне неверной позицию выжидания. Надо научиться сегодня делать то, о чем другие только начнут думать завтра. И более того – делать с умом и минимизируя затраты.
Наш регион – яркий пример того, как серьезно влияет сложившаяся система межбюджетных отношений на региональную доходную базу. На территории собирается более 120 млрд. налоговых доходов. Поверьте, это совсем немало. Но если вы посмотрите исполнение областного бюджета, то увидите поступления налогов в размере не многим более 50 млрд. рублей. Парадокс? Определенно, да. Особенно, если учесть, что Омск занимает пятое место в России по объемам промышленного производства, а наша область не только кормит себя, но и поставляет продукты питания в 75 регионов России и за рубеж.
Уважаемые депутаты!
Предлагаю вместе поработать над инициативами по внесению изменений в федеральное законодательство, которые позволят установить более справедливый принцип распределения доходов, переломить тенденцию снижения бюджетной обеспеченности Омской области.
Можно пойти еще дальше и развернуть на нашей территории дискуссионную площадку по отработке новых подходов к перераспределению финансов между субъектами Российской Федерации. Привлечь к этому признанных экспертов, представителей других регионов и федеральной власти, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Это может быть форум, конференция или постоянно действующая экспериментальная площадка. Министерству финансов Омской области поручаю подготовить конкретные предложения по реализации этой инициативы.
И в целом проект по обеспечению финансовой устойчивости и сбалансированности регионального бюджета закрепляю за Министром финансов Омской области.
Специально хочу акцентировать внимание на слове «проект». Мы уже начали работу по полномасштабному внедрению принципов и инструментов проектного управления в работу органов власти. Есть хорошие региональные практики. Мы их детально изучили, но предложим свое решение, которое будет учитывать как передовой опыт, так и наши особенности.
Успех любого проекта зависит от очень многих факторов. Ведь проект – это не просто установление сроков, контрольных точек и даже не закрепление персональной ответственности. Это, в первую очередь, проектное мышление и проектная мотивация команды.
Не исключаю, что на первом этапе возможно и отторжение инструментов проектного управления, торможение их запуска. Очень уж вжилась во многих привычка работать только по поручениям, без инициативы и проактивности. Поэтому сразу говорю: кто не готов прощаться с реактивным управлением, с теми прощаться будем мы.
Сейчас отработка методологии идет на базе Министерства экономики Омской области, где создан проектный офис по реализации региональной Стратегии. Нам предстоит не только ее актуализировать, но и сделать по-настоящему живыми заложенные в ней идеи в сфере развития экономики и социальной сферы. Естественно, вся проектная работа будет автоматизирована.
Начальнику Главного управления информационных технологий и Министру экономики необходимо ускорить пилотное внедрение программного продукта. Потом будем масштабировать его на все органы власти.
Проектный подход ляжет в основу деятельности регионального Правительства. Поручаю своим заместителям в рамках Стратегии выделить функционально-целевые блоки и сформировать портфели проектов по всем целевым направлениям. Затем персонально закрепим за каждым министром тот или иной проект.
Аппарат Губернатора и Правительства Омской области должен предложить систему оценки, мотивации и контроля проектной деятельности, разработать соответствующие порядки и процедуры.
Именно такой подход позволяет использовать новые инструменты развития, выработать конкретные меры, направленные на стимулирование предпринимательской, деловой активности, поддержку региональной экономики.
Позитивные тенденции есть. И хотя их еще нельзя назвать устойчивыми, адаптация в экономике идет. Сегодня мы наблюдаем структурные изменения в промышленности и сельском хозяйстве. Достаточно комфортно чувствуют себя компании, ориентированные на экспорт. Многим предприятиям даже в кризисных условиях удалось снизить издержки. Бизнес занимает ниши, которые ранее были для него неизвестными или непривлекательными. Это не только социальная сфера и совершенно новые виды услуг, но и производство инновационной продукции, на которую уже сложился устойчивый спрос со стороны государственных компаний и крупных корпораций. Заложена основа для кластерного развития экономики. Машиностроение, нефтехимия, сельское хозяйство на деле показывают, что импортозамещение – это не миф, а новая возможность.
Условия для ее реализации есть. На федеральном уровне делается акцент на закупку продукции для естественных монополий у российских производителей. Конечно, у тех предприятий, чья продукция способна на равных соперничать с зарубежными аналогами. Здесь у Омской области есть большой потенциал.
Поручаю региональному Правительству провести работу с каждым крупным предприятием, при необходимости оказать организационную и методическую поддержку. О результатах доложить до конца 2017 года.
Также региональная власть должна стать своеобразным проводником омских компаний к рынку государственного спроса на инновационную продукцию. Это касается промышленной продукции, которую омские предприятия готовы предложить для освоения российской Арктики, а также производства в рамках гособоронзаказа. Предприятия «оборонки» вносят ощутимый вклад в экономический рост, дают рабочие места, развитие смежных производств и расширяют налоговую базу. Содействие успешной работе оборонных предприятий на благо региона остается в приоритете областного Правительства и Законодательного Собрания Омской области.
Финансовые ресурсы, предусмотренные в соответствующих федеральных программах, станут существенной поддержкой для омской промышленности. Необходимо активнее включаться в эту работу.
Кроме того, наряду с привычными формами поддержки на федеральном уровне сегодня предлагается все больше новых инструментов промышленной политики. Например, нам надо активнее работать с Фондом развития промышленности, Агентством по технологическому развитию. Чтобы омские предприятия могли получить их поддержку, в том числе в приобретении патентов и лицензий инжиниринговых услуг. Это даст хороший импульс к модернизации и повышению конкурентоспособности.
Руководителем этого проектного направления назначаю Министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области.
Уважаемые депутаты!
Другое важное направление работы – развитие аграрной отрасли, которая обеспечивает продовольственную безопасность региона.
Сегодня у нас здесь явные успехи – Омская область удерживает лидирующие позиции в Сибири, полностью обеспечивает себя сельхозпродукцией и экспортирует её в другие регионы и за рубеж. Уборочная кампания практически завершена. Результат, как и в прошлые годы, хороший – около трех с половиной млн. тонн зерна. Большой урожай картофеля и овощей.
Но получить урожай – это полдела. Аграрии должны иметь возможность его сохранить и выгодно реализовать. Поэтому Правительству Омской области необходимо продолжить работу по созданию механизмов дополнительной поддержки переработки и сбыта сельхозпродукции.
В России уже второй год оказывается государственная поддержка в строительстве и модернизации оптово-распределительных центров, овощехранилищ. Задача следующего года по данному направлению – привлечение в регион федеральных средств на развитие агрологистической инфраструктуры.
По зерну уже сейчас ситуация такова. Мы не только полностью закрываем собственные потребности, но можем и дополнительно зарабатывать на нем, расширяя глубокую переработку внутри региона и зерновой экспорт. Омские сельхозтоваропроизводители в этом году вошли в перечень российских компаний – экспортеров продукции в Китай и начнут поставки зерна после распределения квот.
Задачи следующего года – развитие переработки зерновых культур и эффективное использование выгодного положения Омской области для экспорта зерна на зарубежные продовольственные рынки.
Приоритетом для нас также является мясная и молочная продукция. Сегодня отрасль развивается благодаря новым инструментам поддержки со стороны федерального Правительства и запрету ввоза в Россию ряда зарубежных продуктов.
В этом году совокупный инвестиционный портфель нашего региона в сельском хозяйстве и пищевой промышленности составит порядка 4 млрд. рублей. В числе наиболее крупных проектов с государственной поддержкой – строительство птицефабрики по выращиванию индейки в Омском районе, животноводческих молочных комплексов в Черлакском и Полтавском районах, модернизация переработки растительного масла в Таврическом районе, создание селекционного центра в Павлоградском районе.
Все это подтверждает необходимость продолжения политики государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса.
В 2017 году, как и ранее, омские аграрии получат реальную и ощутимую финансовую помощь из бюджета для выполнения задач по импортозамещению и росту экспортного потенциала страны. Планируется модернизировать действующие и построить новые животноводческие комплексы в Нововаршавском, Черлакском, Азовском и Калачинском районах Омской области.
Особый акцент должен быть сделан на самом проблемном направлении – производстве молока. Несмотря на принимаемые меры по поддержке молочного скотоводства, ситуация остается сложной. Отдача пока несоизмерима с объемом помощи, динамика в молочной отрасли не улучшается.
Минсельхозом России для стимулирования молочного скотоводства со следующего года планируется проводить молочные интервенции и существенно увеличить размеры грантов на поддержку фермеров.
Региональному отраслевому министерству поручаю обеспечить максимальное участие Омской области в федеральных мероприятиях, а также выстроить системную работу по подъему молочной отрасли за счет внутренних резервов.
Министр сельского хозяйства и продовольствия будет нести ответственность за реализацию проекта развития регионального животноводства. Следующий год предлагаю объявить Годом животноводства в Омской области.
Уважаемые депутаты!
Реализация структурных реформ и устойчивый экономический рост невозможны без привлечения инвестиций. А инвестиции не пойдут в регион без доверия, гарантии стабильности, без прозрачных правил игры и понятных процедур. Поэтому создание благоприятных условий для бизнеса, развитие предпринимательства – наиважнейшая задача власти. Мы хотим получать не разовые эффекты, а иметь предсказуемую, внятную перспективу роста.
Одна из ключевых составляющих делового климата – здоровая конкуренция. Омская область активно включилась в работу по развитию конкуренции в рамках утвержденного федерального стандарта и региональной дорожной карты. В прошлом году мы заняли 6 место по уровню развития конкуренции в группе субъектов с развитой обрабатывающей и добывающей экономикой.
Нам крайне важно иметь как можно больше эффективных компаний, которые добиваются успехов не только внутри страны, но и за ее пределами. Поэтому мы будем и дальше работать над улучшением конкурентной среды. А это значит, заниматься вопросами тарифного регулирования, получения технических условий, устранения административных барьеров, а также решением других проблем бизнеса.
В этом свете все большую значимость приобретает региональный проект по улучшению позиций Омской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Причем улучшение рейтинга – не самоцель. Оно закономерно станет результатом последовательных действий по сокращению сроков предоставления земельных участков, выдачи разрешений на строительство, подключения к инфраструктуре. Особенно важно упростить административные процедуры, в том числе связанные с оформлением линейных объектов. Также требуется развивать специальные институты защиты инвесторов.
Самое примечательное, что в основном эта работа лежит в организационном поле и не требует больших бюджетных трат.
У нас сегодня нет возможности оказывать серьезную финансовую поддержку инвестиционным проектам. Но основным препятствием на своем пути инвесторы называют не это, а невозможность быстро запустить проект из-за бюрократии и неповоротливости системы. Так давайте работать на повышение собственной эффективности!
Поэтому Министру экономики, Министру строительства и жилищно-коммунального комплекса, Министру имущественных отношений и всем членам проектной команды и рабочих групп нужно работать над тем, чтобы обеспечить рост эффективности поддержки инвесторов, снижение административных барьеров.
Уже на выходе методика оценки эффективности с KPI для каждого, кто задействован в этой работе. Подчеркну, оценка предполагает не только раздачу пряников в случае успеха проекта, но и жесткие меры ответственности вплоть до принятия кадровых решений.
Конечно, не все вопросы лежат в плоскости решений регионального Правительства. Особенно хочу отметить важность вклада в улучшение позиций Омской области в Нацрейтинге территориальных подразделений федеральных структур. Поэтому прошу максимально приобщиться к этой работе представителей федеральных органов государственного управления.
На инвестиционный климат очень влияет и позиция глав муниципальных образований. Со следующего года мы будем оценивать, кто и как работает по развитию конкуренции и созданию благоприятного инвестиционного климата на своей территории.
Министру экономики поручаю ускорить утверждение порядка и методики такой оценки работы глав.
Уважаемые депутаты!
В Омской области применяются всевозможные инструменты поддержки инвесторов. Это налоговые преференции, субсидирование, выделение участков без торгов в рамках реестра региональных приоритетных проектов и многое другое.
Но и этого сейчас недостаточно. Мы понимаем, насколько сегодня сложно бизнесу. Высокие издержки, низкая доступность кредитных ресурсов, нехватка оборотных средств…. В результате вопрос перспективного развития компании зачастую ставится на паузу, замораживается инвестиционная деятельность.
Поэтому мы решили пойти дальше и помочь инвесторам еще и с инфраструктурой.
Даю поручение Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в 2017 году в рамках дорожного фонда предусмотреть финансирование на строительство и реконструкцию дорог, затрагивающих территории, на которых уже реализуются крупные инвестиционные проекты. И в этом случае аргументы «против» со ссылкой на ограниченность бюджета не принимаются.
Предлагаю в 2017 году профинансировать строительство пяти дорог, которые сформируют транспортную инфраструктуру для дальнейшего развития инвестиционных проектов таких компаний, как «Руском-Агро», «Омский бекон», «Титан», «АкваСибирь» и «Содружество – Омск».
Почему это важно для региона? Это и есть работа по снятию инфраструктурных ограничений для ускорения запуска проектов.
Появление этих дорог, помимо прямого эффекта в виде инвестиций и рабочих мест от уже реализуемых проектов, позволит вовлечь в инвестиционный оборот другие земельные участки, которые находятся в непосредственной близости, но сейчас не представляют большого интереса для инвестора. А это уже является серьезной предпосылкой для возможности реализации других проектов.
Также региональное Правительство продолжит практику разработки и представления в Законодательное Собрание законопроектов, направленных на расширение мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Сейчас, к примеру, в работе два таких проекта. Один из них регулирует порядок включения компаний в федеральный реестр участников региональных инвестиционных проектов, а второй устанавливает для этих участников пониженные ставки по налогу на прибыль.
Также согласно последним изменениям налогового законодательства планируется давать региональные налоговые преференции организациям, заключившим специальные инвестиционные контракты. Это новый инструмент, который сейчас внедряется на федеральном уровне.
Прошу вас, уважаемые депутаты, внимательно отнестись к этим инициативам и поддержать их после внесения в Законодательное Собрание.
Существенное влияние на рост инвестиционной привлекательности региона оказывает и выставочная деятельность. Необходимо обмениваться опытом, технологиями, создавать инфраструктуру для того, чтобы омская промышленность и омский бизнес могли уверенно развиваться, ориентируясь не только на внутренний рынок, но и иметь хорошие внешнеэкономические перспективы. Нам есть чем гордиться, у нас есть достижения, которые мы могли бы представить нашим партнерам. А это на сегодняшний день порядка 90 стран дальнего и ближнего зарубежья.
Первое место в товарообороте с нашим регионом занимает Республика Казахстан, более того его объем увеличился по итогам прошлого года на 10%.
Поэтому для нас принципиально важно участие Омской области в Международной специализированной выставке ЭКСПО-2017 в Астане. Поручаю Правительству организовать подготовку к этому мероприятию. А также сформировать предложения по туристическим маршрутам Омской области, которые могут быть интересны для зарубежных гостей ЭКСПО.
Уважаемые депутаты!
В прошлогоднем обращении я уже говорил о важности и значимости малого бизнеса и обещал взять его под свою защиту.
Сегодня предприниматели дают работу 37% трудоспособного населения области. Доля этого сектора в валовом региональном продукте – 15%. Эти результаты говорят о том, что мы движемся в верном направлении.
Уже принят ряд принципиальных решений. Прежде всего, это законы, касающиеся расширения доступности патентной системы налогообложения, налоговых каникул для начинающих, преференций для социальных предпринимателей. Введена льготная цена выкупа земельных участков. Значительные усилия были направлены на отстаивание права предпринимателей продолжить использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Мы привлекли федеральные средства для модернизации производств и обновления оборудования малых и средних компаний, развития социального предпринимательства.
Впервые финансируем мероприятие по развитию бизнеса на территории монопрофильного населенного пункта – поселка Красный Яр Любинского района.
Также впервые через Росмолодежь удалось привлечь финансирование на программу молодежного бизнеса.
Заключено соглашение с Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства. Теперь наши предприниматели могут получать льготные кредиты по программе «Шесть с половиной». В ней участвуют 11 банков. Сейчас на рассмотрении находятся более 10 проектов омских предпринимателей.
Много внимания мы уделяем защите бизнеса. Во-первых, на федеральном уровне закреплена инициатива Омской области о первом предупреждении без штрафов при незначительных нарушениях. Во-вторых, буквально на днях я подписал план совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Основная его цель – снизить давление на бизнес. Мероприятиями плана предусмотрено внедрение риск-ориентированного подхода. Приоритет отдан профилактике и проверкам без применения административных санкций. Контролер должен не только наказывать, но и консультировать, советовать, предупреждать ошибку.
Кроме того, мы сформируем реестр обязательных требований, предъявляемых к бизнесу. И подготовим предложения по отмене избыточных и устаревших.
Руководство проектом поручаю Министру экономики Омской области и беру его под личный контроль.
Учитывая высокую эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства, мы предусмотрели её в бюджетных проектировках на 2017 и последующие годы.
Уважаемые депутаты!
Та работа, которую мы ведем в сфере экономики, по большому счету преследует единственную цель – повышение качества жизни людей. Экономическое развитие становится толчком для роста доходов населения и, соответственно, потребительского спроса, который, в свою очередь, дает новый импульс росту экономики. По сути, это взаимосвязанные и взаимозависимые процессы.
И здесь надо признать, что реализуемые в экономическом блоке меры, в том числе и антикризисного характера, пока не привели к восстановлению роста реальных доходов населения. Это, пожалуй, главное последствие негативных явлений в российской экономике. Есть объективные факторы вне поля регулирования региональной власти. Но ссылаться на это и отгораживаться тем самым от проблем омичей было бы просто безответственно.
Темпы роста заработной платы должны опережать инфляцию. Поручаю Министерству экономики вместе с Министерством труда и социального развития Омской области подготовить план работы по этому направлению.
Хочу еще раз подчеркнуть – Правительство Омской области не меняет приоритеты в социальной политике. Серьезных успехов мы добились в реализации «майских указов» Президента. И продолжаем выполнять все социальные обязательства перед людьми. Не допускаем задержки заработной платы, пенсии и социальных выплат, обеспечиваем лекарствами, поддерживаем многодетные семьи, бесплатно предоставляем земельные участки льготникам, приобретаем и строим жилье для детей-сирот. И в следующем году все социальные гарантии будут сохранены.
Что касается льгот, они должны стать адресными и назначаться исходя из принципа нуждаемости. Льготы должны получать именно те, кому они действительно нужны. Это справедливо. Для этого мы продолжаем разработку соответствующих критериев и форм поддержки.
Конкретный пример. Изменилось федеральное законодательство в сфере транспорта. Чтобы не допустить завышения транспортными организациями данных о реально оказанных услугах льготникам, необходимо пересмотреть механизм предоставления региональной льготы по проезду всеми видами транспорта. Также необходимо устранить несправедливость неравномерного доступа к льготам и дать возможность льготникам расходовать деньги по своему усмотрению.
Поручаю эту работу Министру труда и социального развития Омской области.
Еще одно важное направление – вовлечение частного сектора в сферу предоставления социальных услуг. Наши методы работы с социальными предпринимателями и некоммерческими организациями высоко оценены на федеральном уровне. Мы постоянно совершенствуем меры господдержки, ищем новые пути оказания социальной помощи гражданам, стимулируем общественные организации и предпринимателей к участию в этой работе.
Считаю, в следующем году необходимо и дальше развивать данное направление.
Теперь что касается коммунальных платежей. В Омской области на полтора года продлено действие закона о льготных тарифах. Жителям в квитанциях выставляются суммы ниже, чем составляет реальная стоимость услуги. При этом выпадающие доходы организаций компенсируются из регионального бюджета.
В основном это касается теплоснабжения. Причины высоких тарифов чаще всего в неэффективной работе котельных. Пока органы местного самоуправления решают вопросы повышения эффективности работы теплоисточников, льготные тарифы позволяют выровнять ситуацию в переходный период.
Более 10 тыс. жителей региона платят за коммунальные услуги по сниженным расценкам. Такое решение увеличивает расходы областного бюджета, но мы сознательно на это идем, чтобы облегчить бремя платежей для населения.
Также принято решение не вводить социальную норму на электроэнергию. Опыт пилотных регионов показал, что это не дает необходимого эффекта. Предполагалось, что населению будет комфортно оплачивать электроэнергию по соцнорме и рассчитываться по минимальному тарифу. Но на практике оказалось, что социально незащищенные категории граждан потребляют наибольшее количество ресурса.
Против введения этой нормы выступили и члены Общественного совета при Региональной энергетической комиссии.
Сегодня общественные советы заработали во всех органах власти и мы видим реальный эффект от их деятельности. Многие важные решения являются результатом диалога с жителями Омской области. Сейчас, например, продолжается опрос омичей по выбору единицы измерения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Продолжая тему, отмечу, что мы первые в Сибири утвердили территориальную схему обращения с отходами.
Главная цель здесь – поэтапная ликвидация несанкционированных свалок и создание основы для новой промышленной отрасли комплексной переработки и утилизации отходов. На свалки не должно попадать то, что может стать дополнительным источником сырья.
В 2017 году необходимо завершить проектирование межмуниципального центра обращения с отходами и начать его строительство. Поручаю это Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса и Министерству природных ресурсов.
Следующий год в России объявлен годом экологии. Забота об окружающей среде – это непременное условие для нормальной жизни нынешнего и будущих поколений омичей.
Мы ежегодно участвуем во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна». Третий год по моей инициативе реализуется проект «Возродим город-сад». Надо продолжать эту работу, чтобы Омск был красивым, уютным, привлекательным и для жителей и для гостей.
Поручаю Министру природных ресурсов и экологии продолжить формирование «зеленого пояса» Омска, высадить в
30-километровой зоне не менее 500 тыс. сеянцев хвойных пород.
Уважаемые депутаты!
Один из критериев эффективности власти – это положение дел в социальной сфере: здравоохранении, образовании, спорте.
Сегодня мы видим положительный результат работы по улучшению качества медицинского обслуживания населения. Отмечается снижение показателей общей смертности, в том числе от заболеваний сердечнососудистой системы, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий.
Нам удалось за последние три года в два раза нарастить объемы высокотехнологичной медицинской помощи, широко внедрить современные методы диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
В этом году значительно пополнился автопарк «скорой помощи». Приобретено 39 автомобилей, ожидается поступление еще 15.
В поселке Магистральный открылся новый фельдшерско-акушерский пункт. Медицинскую помощь в комфортных условиях получают более 2 тыс. жителей. В начале следующего года планируется открытие фельдшерского пункта в поселке Светлый в Ленинском округе. В микрорайоне «Рябиновка» в рамках государственно-частного партнерства с «Евромедом» открыты филиалы детской поликлиники № 2 и городской поликлиники № 6.
Задача следующего года – завершить строительство на Левобережье поликлиники на тысячу посещений в смену и сдать хирургический стационар городской детской больницы № 3.
Министру здравоохранения поручаю продолжить работу по повышению качества медицинских услуг и лекарственному обеспечению граждан. Мы сохраним объемы оказываемой высокотехнологичной помощи, а также меры социальной поддержки молодых специалистов. От этого напрямую зависит наше здоровье, здоровье наших близких и детей.
Будет продолжена и работа по обеспечению юных омичей местами в детских садах. На показатель 100-ой % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет мы вышли еще в прошлом году. В этом году планируем открыть порядка тысячи дополнительных мест.
Параллельно мы ведем подготовку для полномасштабного участия Омской области в федеральной программе ремонта, реконструкции и строительства школ. Чтобы все дети могли учиться в одну смену, до 2025 года планируется ввести более 35 тыс. новых мест, из них почти 20 тыс. в сельских школах. В проекте областного бюджета на следующий год мы предусмотрели средства на разработку необходимой проектно-сметной документации. Ведется работа по включению в федеральную программу строительства школы в Калачинске уже в будущем году.
Министру образования Омской области поручаю с учетом планов развития муниципалитетов определить участки под строительство, подготовить техническую документацию и принять все необходимые меры, чтобы наш регион успешно участвовал в этой федеральной программе.
Для организации подвоза детей в районах области продолжится обновление школьного автопарка. Недавно за счет средств федерального бюджета в область поставлены 36 новых автобусов, которые отвечают всем требованиям комфорта и безопасности. В следующем году в регион поступит еще одна партия автотранспорта.
Несколько слов о политике в области спорта. Омская область в этом году в очередной раз подтвердила свой статус успешного спортивного региона. В Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро участвовали четыре омских спортсмена. Они завоевали для России полный комплект медалей.
Мы уделяем внимание не только развитию «большого» спорта, но и массового. Для этого создаем и будем впредь создавать инфраструктуру. По программе «Газпром – детям» в этом году построены два физкультурно-оздоровительных комплекса в Омске, а также 25 спортивных площадок и мини-стадионов по всей области. В следующем году построим еще столько же. Также продолжится возведение хоккейной академии «Авангард».
Что касается объектов культуры, мы продолжим работу по модернизации сельских кинотеатров. Современные кинозалы уже открылись в Марьяновке и Большеречье, до конца года начнут работать еще в 6 районах. В следующем году добавим к ним 11 кинозалов.
Также в будущем году запланировано введение в эксплуатацию шести зданий, входящих в комплекс Омской крепости. Продолжится реконструкция здания Омского драматического театра «Галерка» и здания страхового общества «Саламандра» для размещения в нем филиала Эрмитажа.
Уважаемые депутаты!
Сегодня, когда во всем мире неспокойно, мы должны особенно ценить, что в нашем регионе уже много лет сохраняется согласие и взаимопонимание между представителями разных национальностей и религий. Это наше общее достояние и закономерный результат работы по поддержанию баланса культурных и религиозных интересов народов Прииртышья. И мы будем заниматься ею и впредь. В 2017 году начнет действовать новая программа Омской области по реализации государственной национальной политики. Ее финансированию необходимо уделить особое внимание.
При этом нельзя забывать и о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, которые участвуют в общественно-политической жизни региона.
Позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии области возможны только при условии слаженной работы исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления и конструктивного диалога с общественными институтами и бизнес-объединениями. Сложность стоящих перед нами задач требует консолидации и принятия выверенных, максимально эффективных управленческих решений. Просто работать – мало. Эйнштейн когда-то сказал очень хорошую фразу: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов».
От каждого из нас сегодня требуется сильное желание и внутренняя потребность изменить жизнь нашего региона к лучшему. Только тогда у нас все получится.
Благодарю за внимание.